Один из важнейших Ведических праздников, начинающийся в первый день лунного месяца Чайтра и продолжающийся десять дней.
Божественная Мать – это Мать всего мироздания, а мы все (всё человечество) – её дети. Всё то величие, которое есть в Абсолюте, мы можем видеть в матери; верущие ищут у Бога защиты и покровительства как у матери. Мать-Природа (Пракрити, Прана) – это созидающая, материальная сторона творения. Лишь Ведическая традиция придаёт такое большое значение материнскому аспекту Природы (Абсолюта, Бога, Дао).
Девять дней — Наваратри (Нава-ратри) — называют днями Божественной матери. Как Шакти (“изначальная энергия”) она воплощает динамизм космического движения, вселяет жизнь во все тела и предметы. Её супруг Шива по отношению к ней лишь сознание. В качестве Дурги она предстает перед нами богиней-воительницей, находящейся в постоянном противоборстве со злом. Как Кали она вбирает всепоглощающее время – Кала. Она же – всемилостивейшая мать, кормящая вселенную. Одно из её воплощений – это Парвати, почтительная хранительница домашнего очага, разумная хозяйка, наслаждающаяся семейным счастьем со своим супругом Шивой и двумя детьми – Ганешей и Картикейей.
Почитатели Дэви в течение девяти ночей почитают три её воплощения: Дургу – первые три ночи, в следующие три – Лакшми, а в последние три – Сарасвати. Поскольку Сарасвати – это богиня искусств и учености, в эти три дня на алтарях кладут книги, карандаши и ручки, а “деятели пера” делают перерыв в своей литературной работе. Свои инструменты посвящают богине в эти дни музыканты, актеры и даже ремесленники.
В первые семь ночей Наваратри соблюдается пост. |