Яджур-веда
Яджурведа (санскр. यजुर्वेद, yajurveda — Татпуруша: यजुस्, yajus, «жертвоприношение» и वेद, veda, «знание») - одна из четырёх индуистских Вед. Она содержит религиозные тексты, фокусирующиеся на богослужении, ритуалах и жертвоприношениях и том, как их исполнять. Яджурведа, возможно, была составлена в начале железного века, около 10 века до н. э., отражая практики исторической ведической религии в то время. Она ассоциируется с Адхварйю (Adhvaryu), классом совершающих богослужение священников в пост-ригведические времена.Собрание
Существуют два основных собрания, или самхиты (samhita), Яджурведы:Шукла (Shukla) ("белая") и Кришна (Krishna) ("чёрная"). Оба содержат стихи, необходимые в ритуалах, но Кришна Яджурведа содержит дополнительный комментарий в прозе и детализированные инструкции внутри самой работы.Шукла Яджурведа
Существуют две (практически идентичные) шакхи (shakha), или редакции, Шукла (Белой) Яджурведы, обе известные как Ваджасанейи-Самхита (Vajasaneyi-Samhita), ВС:- Вадасанейи Мадхйяндиная (Vajasaneyi Madhyandiniya) (ВСМ)
- Ваджасанейи Канва (Vajasaneyi Kanva), или Косала (Kosala) (ВСК)
Первая популярна в Северной Индии и Ориссе (Orissa) и имеет многочисленых последователей. Вторая популярна в Карнатаке (Karnataka), Керале (Kerala), Андхра Прадеше (Andhra Pradesh) и Тамил Наду (Tamil Nadu). Считается, что Джагадгуру (Jagadguru) Ади Шанкара (Adi Shankara) следовал Канва Шакхе. Ведические ритуалы в храме Ранганатхасвами (Ranganathaswamy) в Шрирангаме (Srirangam), величайшем храме Индии, выполняются в соответствии со второй шакхой. С Белой Яджурведой ассоциируются две Упанишады: Иша Васья (Isa Vasya) и Брихадараньяка (Brihadaranyaka). Брихадараньяка Упанишада - самая массивная из всех Упанишад.
ВС содержит сорок глав, или адхьяий (adhyayas), содержащих формулы, используемые в следующих ритуалах:
- 1.-2.: жертвоприношения в новолуние и полнолуние
- 3.: Агнихотра (Agnihotra)
- 4.-8.: Сомаяджна (Somayajna)
- 9.-10.: Ваджапея (Vajapeya) и Раджасуя (Rajasuya), две модификации жертвоприношения Соме
- 11.-18.: конструкция алтарей и очагов, особенно Агникаяны(Agnicayana)
- 19.-21.: Саутрамани (Sautramani), ритуал, изначально взаимодействовавший с эффектами чрезмерного питья Сомы
- 22.-25.: Ашвамедха (Ashvamedha)
- 26.-29.: дополнительные формулы для различных ритуалов
- 32.-34.: Сарвамедха (Sarvamedha)
- 35.: Питрияджна (Pitriyajna)
- 36.-39.: Праваргйя (Pravargya)
- 40.: последняя адхьяя - позднее добавление, содержащее не ведические формулы, но Иша Упанишад (Isha Upanishad)
Кришна Яджурведа
Существуют четыре рецензии Кришна ("чёрной" или "тёмной") Яджурведы:- тайттирия самхита (taittirīya saṃhita) (ТС) Панчалы
- майтрайани самхита (maitrayani saṃhita) (МС)
- чарака-катха самхита (caraka-katha saṃhita) (КС) Мадры
- капиштхала-катха самхита (kapiṣṭhala-katha saṃhita) (КапС) Бахики
С каждой рецензией ассоциируется Брахмана, с некоторыми из них также ассоциируются Шраутасутры (Shrautasutra), Грхйясутры (Grhyasutra), Араньяки (Aranyaka), Упанишады (Upanishad) и Пратишакхьи (Pratishakhya).
Тайттирия Шакха:
Наиболее известна из этих рецензий ТС, названная в честь Титтири (Tittiri), ученика Яски. Она состоит из 8 книг, или канд (kandas), подразделяющихся на главы, или пратапатхаки (prapathakas), в свою очередь разделяющихся на отдельные гимны. Некоторые отдельные гимны в этой самхите имеют важное значение в индуизме. Так, например, ТС 4.5 и ТС 4.7 составляют Шри Рудрам Чамакам (Shri Rudram Chamakam), 1.8.6.i - мантра Шайвайте Трйамбакам. Формула "бхуур бхувах сувах" (bhūr bhuvaḥ suvaḥ), предваряющая ригведическую Гаятри-мантру (Gayatri) - также из Яджурведы, появляющаяся там четыре раза. ТС превалирует в Южной Индии. Из Шраутасутр (Shrautasutra) с нею обычно ассоциируются Апастамба Сутры (Apastamba Sutras). Тайттирия Шакха состоит из Тайттирия Самхиты (имеющей семь канд (kaandas)), Тайттирия Брахманы (Taittiriya Braahmana) (имеющей три канды), Тайттирия Араньяки (имеющей семь прашн (prashnas)) (prashnas) (См. Араньяки), Тайттирия Упанишад (имеющей три прашны, или валли (vallis) - Шикша валли (Sheeksha valli), Ананда валли (Ananda valli) и Бхригу валли (Bhrigu valli) - и Маханараяна Упанишад (Mahaanaarayana Upanishad). Тайттирия Упанишад и Маханараяна Упанишад считаются седьмой, восьмой, девятой и десятой прашнами Араньяки. Слова "прапатхака" (prapaathaka) и "канда" (kaanda) (обозначающие разделы) в ведической литературе взаимозаменяемы. "Прашна" (prashna) и "валли" (valli) относятся к разделам Араньяки.
Легенда
Яджнавалкья и Вайшампаяна в конце концов пришли к сильным различиям в интерпретации Веды. Однажды Вайшампаяна настолько разгневался, что потребовал вернуть всё знание, вложенное им в Яджнавалкью. Яджнавалкья исторгнул всё полученное знание в форме мяса. Другие ученики Вайшампайяны приняли форму птиц титтирия (tittiriya) и съели это мясо, стремясь получить знание. Поэтому это знание стало называться Тайттирия Самхита (от слова "титтирия"). В этом скрыт чрезвычайно тайный смысл. Как мы знаем, невозможно исторгнуть знание или обучение, однако именно такие слова использованы в "Шримад Бхагаватам" (srimad bhaagavata). Также интересно знать, почему Гуру сам не стал учиться Ведам, которым он учил Яджнавалкью, а вместо этого сказал своим ученикам съесть ощущения.
В любом случае, после извержения знания, полученного от учителя, Яджнавалкья поклонялся Сурье (богу солнца) и получил новое знание прямо от Господа Нараяны (Narayana) (suryantargata narayana), поведавшего ему Шукла Яджурведу, приняв ваджи рупа (vaaji rUpa) (форму с лошадиным лицом). Так записано в "Шримад Бхагаватам".
Яджурведа содержит первые известные упоминания чисел до триллиона ("парардха", parardha). Она даже обсуждает концепции числовой бесконечности ("пурна", purna, "наполненность"), замечая, что если вычесть "пурну" из "пурны", всё равно останется "пурна".