Сама-веда
Самаведа (санскр. सामवेद, sāmaveda, татпуруша: सामन्, sāman, «ритуальное песнопение» и वेद, veda, «знание») - третья в обычном порядке нумерации четырёх Вед, древнего ядра писаний индуизма.По святости и значению для ритуала Самаведа, или Веда декламирования восхвалений, идёт сразу же после Ригведы. Её Самхита, или метрический текст, состоит преимущественно из гимнов, воспеваемых священниками удгатар (Udgatar) во время важных жертвоприношений, в которых в честь разных богов совершались возлияния Сомы, очищенного и смешанного с молоком и другими ингредиентами. Самаведа, возможно, была составлена около 1300 г. до н. э.-1000 г. до н. э.
Собрание составлено из гимнов, частей гимнов и отдельных стихов, взятых преимущественно из Ригведы, транспонированных и реаранжированных, расставленных без связи со своим изначальным порядком, чтобы лучше подходить религиозным церемониям, в которых они должны были использоваться. Стихи предназначены не для простого чтения, но для пения на специально обозначенные мелодии с использованием семи свар (svaras) (нот). Такие песни называются Самагана (Samagana), и в этом смысле Самаведа - действительно книга гимнов.
В гимнах часто встречаются отличия от текстов Ригведы - иногда более важные, иногда менее. Некоторые по сути явно являются объяснениями и, возможно, старше и ближе к изначальному варианту, чем вариант Ригведы. При пении эти стихи всё же изменяются из-за продления, повторения и вставки слогов, различных модуляций, пауз и других модификаций, предписанных Ганами (Ganas), или Книгами песен. Два таких руководства, Грамагеягана (Gramageyagana), или Cобранная, и Араньягана (Aranyagana), или Лесная книга песен, следуют порядку стихов первой части самхиты, а два других, Ухагана и Ухагаяна, - второй. Эта часть более связна, чем первая, и организована преимущественно триплетами, в которых первый стих - часто повторение стиха, появлявшегося в первой части.
Самаведа сохранилась полностью в одной шакхе (shakha) (редакции), Каутума Шакхе (Kauthuma shakha), во второй шакхе - Джайминия (Jaiminiya), или Талавакара (Talavakara), она сохранилась частично, в виде Джайминия Самхиты (Jaiminiya Samhita). В Джайминия шакхе также сущестувуют Джайминия Брахмана (Jaiminiya Brahmana), Джайминия Упанишад Брахмана (Jaiminiya Upanishad Brahmana) и Кена Упанишад (Kena Upanishad).
Изначально существовала тысяча шакх Самаведы. Вот имена некоторых:
- Ранаяна (Ranayana)
- Шатьямукхья (Shatyamukhya)
- Вьяса (Vyasa)
- Бхагури (Bhaguri)
- Оулунди (Oulundi)
- Гоулгулви (Goulgulvi)
- Бхануман-оупамаява (Bhanuman-oupamayava)
- Карати (Karati)
- Машака Гаргья (Mashaka Gargya)
- Варсгагавья (Varsgagavya)
- Кутума (Kuthuma)
- Сгакугитра (Sgakugitra)
- Джаймини (Jaimini)
Одним из основных распространителей Самаведы был Пандит Ревашанкар Шастри (Pandit Rewashankar Shastri) из Пададхари (Padadhari) (индийский штат Гуджарат (Gujarat)). Его Святейшество Парамачарья Шанкарачарья (Paramacharya Sankaracharya) из Канчи Камакоти Питам (Kanchi Kamakoti Peetam) в 1960 г. в Мадрасе (Индия) удостоил его титула Самаведа Мартанды (Samaveda Martanda).
Поскольку Самаведа записана стихами, её можно петь. Доктором Мридул Кирти (Dr. Mridul Kirti) был сделан поэтический перевод Самаведы на хинди, озаглавленный "Samveda Ka Hindi Padyanuvad".