14 марта 2022 г. Амалаки (Пхалгуна Шукла) Экадаши.
В этот день возносятся почести дереву эмблика (амла, амалаки, индийский крыжовник). Считается, что в Амалаки Экадаши сам бог Вишну пребывает у этого дерева. Этот день также знаменует начало красочного праздника Холи в Индии.
- В это день просыпаются с восходом солнца и совершают утренние обряды, наговаривая на семена кунжута и монеты своё намерение о достижении мокши после смерти. Затем произносят молитву Вишну, после — священному дереву амла. Растению преподносят воду, сандаловое дерево, рис, цветы и ароматические палочки. Далее верующие предлагают брамину пищу, лежащую под деревом. Если в данной местности не растёт эмблика, то можно совершать поклонение священному дереву Туласи (Базилик Священный).
- В этот день верующие придерживаются строгого поста и потребляют в пищу только продукты, полученные из дерева амла. Некоторые воздерживаются лишь от употребления риса и злаков. Также по завершению обряда — пуджи —рекомендуется слушать чтение Амалаки Экадаши врата-катхи (ведической сказки для планет).
- Почитающие этот праздник остаются бодрствовать в течение всей ночи и поют бхаджаны и религиозные песни в честь бога Вишну.
Считается, что, соблюдая этот священный пост, человек достигает вечной обители Вишну, Вайкунтху. Ритуалы и важность этого экадаши упомянуты в Брахманда-пуране, а также были рассказаны Валмики, автором Рамаяны. Существует множество других легенд и народных сказаний в индийских пуранах, воспевающих Амалаки Экадаши. Этот день считается священным и имеет особые религиозные ритуалы. Также и следующий день после Амалаки Экадаши, называемый Говинда Двадаши, является благостным.
Амалаки Экадаши имеет такую значимость благодаря его связи с другими индийскими праздниками, ведь он выпадает на период между Маха Шиваратри и Холи. Поклонение дереву амла в этот день символически отражает осознанную практику индуизма. В этот день также почитается богиня Лакшми, так как она считается вездесущей богиней. Также распространено убеждение, что бог Кришна с его возлюбленной, богиней Радхой, обитают где-то поблизости от дерева. Верующие поклоняются амле, чтобы нажить себе хорошее здоровье и благосостояние.
Влияние заслуг, приобретаемых благодаря следованию этому экадаши, однозначно уничтожает последствия всех греховных поступков и приносит освобождение, а также даёт результат раздачи одной тысячи коров.
Однажды царь Мандхата обратился к мудрецу Васиштхе: «О, самый удачливый, если ты будешь доволен мной и милостив ко мне, то расскажешь мне об обете, следуя которому, я cмогу достичь всего благоприятного».
Мудрец Васиштха ответил: «О, царь! Сейчас я расскажу тебе о славе и истории великого обета, следование которому одаривает человека всей полнотой блага. О, царь! Этот обет зовётся Амалаки Экадаши. Влияние заслуг, приобретаемых благодаря следованию этому экадаши, однозначно уничтожает последствия всех греховных поступков и приносит освобождение, а также даёт результат раздачи одной тысячи коров.
В древности был город, именуемый Ваидишей. В нём жили многочисленные здоровые процветающие брамины, кшатрии, вайшьи и шудры. О, царь с сердцем льва, в том прекрасном городе не было ни атеистов, ни грешников. Город был наполнен звуками ведических мантр. В этом славном городе жил правдивый и набожный царь по имени Чаитраратха, рождённый в семье царя Пашабиндуки, принадлежавшего к лунной династии.
Царь Чаитраратха был человеком доблестным, мужественным, великодушным и знатоком священных писаний. Благодаря тому, что все обитатели царства совершали преданное служение Господу Хари, все они жили счастливо. Во всём царстве не было ни одного бедного или страдающего человека. Так прошло много лет, и однажды Амалаки Экадаши совпал с двадаши, который приходится на период убывающей луны в месяце феврале/марте.
Осознав, что этот экадаши приносит великие блага, царь и его подданные решили соблюдать этот экадаши, следуя всем правилам и предписаниям. Рано утром в день экадаши царь и его подданные совершили омовение в реке и отправились в храм Господа Вишну, расположенный на берегу реки. В храме находилось дерево амалаки, где царь поместил сосуд с водой, а также зонт, одежду, обувь и пять видов драгоценностей для поклонения. После этого царь совершил поклонение Господу Парашураме и Амалаки, поднеся воду, обувь, зонт, золото, бриллианты, рубины, жемчуг, сапфиры и благовония.
Затем царь, возглавляемый мудрецами и сопровождаемый подданными, вознёс Господу Парашураме следующие молитвы: «О, Господь Парашурама! О, сын Ренуки! О, пребывающий в сени дерева амалаки! О, даритель материального наслаждения и освобождения! Я предлагаю тебе мои почтительные поклоны». Затем они вознесли молитвы дереву амалаки. «О, амалаки! О, древо, хранящее вселенную! О, порождение Господа Брахмы! О, разрушительница грехов! Мы предлагаем тебе наши почтительные поклоны! Милостиво прими наши подношения».
Должным образом поклонившись Господу и амалаки, царь, сопровождаемый подданными, всю ночь бодрствовал в храме Господа Вишну. Они пели песни и возносили прекрасные молитвы, прославляя Господа и дерево амалаки. В это время по воле провидения в то место пришёл некий охотник. Этот охотник находил себе пропитание, убивая разных живых существ. Он вошёл в храм, украшенный светильниками с гхи, благовониями и другими благоприятными предметами, и увидел, что группа людей бодрствует и прославляет Господа. Он сел рядом с ними и стал смотреть на них.
Удачливый охотник получил даршан Господа Дамодары, пребывающего на верхушке особого сосуда, и услышал трансцендентные повествования о Вишну. Хотя охотника мучил голод, он с изумлением наблюдал происходящее и бодрствовал всю ночь, слушая о славе Экадаши.
Утром царь покинул храм и в сопровождении свиты вернулся во дворец. Охотник тоже вернулся к себе домой и, довольный, поел. Спустя годы охотник оставил тело. Под влиянием Амалаки Экадаши и в результате того, что он бодрствовал в ночь экадаши, в следующей жизни охотник стал царём и обладателем бесчисленных слонов, лошадей, колесниц и армии. Охотник родился в качестве Васуратхи, могущественного сына царя Видуратхи, правителя знаменитого города Джаянти.
Царь Васуратха был владельцем миллиона деревень. Он был ослепителен, словно солнце, лучезарен, словно луна, могущественен как Господь Вишну и терпелив, словно Мать-Земля. Царь был правдив, неуклонно выполнял предписанный ему долг и являлся великим преданным Господа Вишну.
Однажды добрый и щедрый царь Васуратха заблудился в лесу во время охоты. Он смертельно устал и был голоден. Не видя никакого выхода, царь лёг на землю в лесной чаще, используя в качестве подушки свою руку. В это время некие млеччхи, жившие в том лесу, приблизились к царю и стали всячески его мучить. Считая царя врагом, они пытались его убить. Млеччхи думали, что в прошлом царь убил их матерей, сыновей, внуков и вынудил их вести жалкую жизнь в лесу. Предъявляя царю подобные обвинения, млеччхи взялись за оружие и стали избивать царя. Однако, к их великому изумлению, оружие не могло даже коснуться тела царя, и потому он не испытывал ни малейшей боли. Испробовав все средства, млеччхи опечалились и почувствовали страх. Они не могли сдвинуться с места.
В это время из тела царя вышла прекрасная женщина, богато украшенная и умащённая благоухающей сандаловой пастой. Женщину украшала изящная цветочная гирлянда, а глаза её были красны от гнева. С диском в руке и поднятыми бровями она в гневе набросилась на млеччх, намереваясь прикончить их. Спустя мгновение все млеччхи были мертвы. Тогда царь очнулся. Увидев эту ужасающую сцену, царь испугался и растерялся. Увидев, что его устрашающие враги убиты, царь изумился и сказал: «Увы! Кто тот доброжелатель и друг, что спас мне жизнь, убив моих могущественных врагов? Я сердечно благодарен ему за это благодеяние». Тогда послышался небесный голос: «Кто, кроме Господа Кешавы, способен защитить преданную ему душу? Он – единственный защитник своих преданных». Услышав небесный голос, царь ещё более изумился, и сердце его переполнили чувства преданности.
После этого царь вернулся во дворец и стал править своим царством, словно Индра, не встречая никаких препятствий».
Мудрец Васиштха продолжил: «Мой дорогой царь! Любой, кто соблюдает обет этого священного Амалаки Экадаши, непременно вернётся в обитель Господа Вишну». |