КШУРИКА-УПАНИШАДА
Кришнаяджурведа,
группа упанишад – йога
СЕКИРА 1
- ОМ! Да защитит нас обоих (Могучий)!
Да наставит нас обоих! Да исполнимся оба силы!
Да не будет ограничения той силе!
Да не будем враждебны!
ОМ! Шанти! Шанти! Шанти!
- Расскажу о секире – дхаране для достижения йоги, овладев которой, преданный йоге перевоплощения побеждает.
- А (это) – сущность и цель Вед – так установлено словом Самосущего 2. В тихом месте устроившись, там в асане 3 находящийся,
- втягивая (чувства) как черепаха члены, ум запирая в сердце, постепенно,
- запирая все двери тела, пусть возвышенный сердцем наполняет всё сущесво: грудь, лицо, бедро, шею.
- Пусть в этом (существе) собирает Праны, движущиеся внутри ноздрей, Направляя Праны внутрь, пусть затем удалит постепенно.
- Утвердив постоянный ритм (дыхания) большим пальцем (и другими), практикует тройственное
- Также тройственное – на двух коленях, бёдрах, анусе, пенисе и в области пупа, там, (где) местопребывание Вайю 6.
- Ибо здесь – Сушумна-нади, окружённый многими нади 7: малым, бледно-красным, жёлтым, чёрным,
- Малейшему, тонкому, белому нади пусть будет привержен: здесь пусть поднимается по пранам, словно паук по нити.
- Там, кроваво-красным лотосом явленное, местопребывание великого Пуруши,
- Пронзив его, достигает горла. 9 Этот нади старательно пусть наполняет.
- Верхнюю часть стопы, в середине которой – форма и имя 10, следует отделить пребывающему в йоге
- (Также) известно марма на голени 12, посредством силы созерцания пусть её отсекает.
- А посередине бедра должна находиться марма 13, освобождающее от дыхания;
- Потом йогин внутри горла вместе нади собирает. самая важная между сотней этих нади, избранная, по преданию –
- сушумна, ибо она – чистое воплощение Брахмана, к (неё), высшей, примыкающие –
- между ними – самое лучшее место. Сведущий в этом – знает Веду.
- Другие же отсекаются посредством йоги незапятнанного созерцания –
- Пусть отсечёт сотню нади с (его) помощью в этом рождении мудрый.
- Так пусть он нади воспримет приятные и неприятные состояниями.
- Пусть находящийся в тихом месте пылом (подвижничества) победит постепенно (мятущееся) сознание,
- Будто лебедь разрывая сети, без помех в пространство воспаряет,
- Будто затухающий светильник, в конце сжегши (масло), исчезнет,
- Острейшим лезвием (дхараны), отточенным пранайамой на камне бесстрастия,
- Сущностью бессмертной 16 он обладает,
когда от желания избавляется,
отсекши все шесть (пороков),
избавившийся (от них),
он, поистине, не уничтожается.
Такова упанишада.
ОМ! Да защитит нас обоих (Могучий)!
Да наставит нас обоих! Да исполнимся оба силы!
Да не будет ограничения той силе!
Да не будем враждебны!
ОМ! Шанти! Шанти! Шанти!
Так закончена Кшурика упанишада Атхарваведы.
посредством пранавы в течение 12 матр 4,
сосредоточение 5 на двух лодыжках, а также голенях.
медно-красным и ярко-красным.
маленьким белым лотосом в ведантах он назван 8.
Ум пусть станет бритвой острейшей,
и ручным – беспокойный разум.
всегда отточенным остриём ума
(как) ваджрой Индры – так сказано. 11
посредством четырёх повторений пусть (её) отсечёт
безбоязненный и бесстрашный.
ида – (что) находится слева, и пингала – справа,
Из 72 тысяч противотоков (главный) – тайтила 14.
(как) огненно сияющим лезвием ножа.
Будто собранные цветки жасмина, благоухает тайтила.
(Те, кто высшего) того состояния достигнут,
сказано, новых рождений избегнут.
знающий сущность йоги, несвязанный, беззаботный.
так живая душа, разорвавшая сети,
навеки Сансару 15 одолевает.
так все дела сжегши, исчезнет йогин.
отсекши (тело), знающий йогу, поистине, не уничтожается.
2 Самосущий ( svayambhu) – эпитет Брахмана-Праджапати, творца и владыки всего сущего.
3 Асана - "неподвижная и удобная поза".
4 Пранава – слог Ом. Матра – единица времени, равная времени спокойного дыхания или дыхания во сне. Также – время необходимое для того, чтобы не торопясь сделать круг пальцами по колену и затем щёлкнуть пальцами.
5 Тройственное сосредоточение – совокупность дхараны, дхьяны и самадхи.
6 Вайю(санскр. – ветер) – синоним аюрведического термина Вата(воздух).
7 Сушумна-нади - центральный энергетический канал человека. Именно по нему сила(шакти) должна подняться вверх. Область пупа(набхи ) традиционно считается местом где "соединяются все 72000 нади".
8 Анахата-чакра.
9 Вишудха-чакра.
10 Вероятно – талхридайя марма.
11 Первое письменное упоминание марм в Ригведе связано именно с сюжетом, где Индра уничтожил демона Виртру путём атаки его мармсвоей ваджрой.
12 Индравасти марма.
13 Урви марма.
14 Синоним Сушумна-нади , дословно – "носорог".
15 Сансара – круговорот рождения и смерти.
16 Амрита таттва.
Предисловие
Кшурика Упанишада – текст исключительный, несмотря на свою краткость. Считается, что она принадлежит к Атхарваведе, включённой в канон Вед последней из-за её не совсем "брахманского" характера. В 25 шлоках таится немало интересных фактов. Прежде всего – это отсутствие персонифицированного Божества. Далее – главной целью йогина называется освобождение из "круга перерождений" и "затухание" (нирвана). И конечно же использовании в практике сосредоточения на определённых зонах тела – "мармах". Похоже что именно эта традиционная практика именуемая "мармастханани" легла в основу техник йоганидры школы Шивананды – Сатьянанды. Считается, что последствием мысленного отсечения "жизненных точек" является сосредоточение силы-шакти, до той поры рассеяной в теле, и подъём её по сушумне. В заключении можно сказать что эта упанишада – не философский трактат, а скорее чёткое описание медитативной техники.