Веды и Упанишады
Да будут счастливы все миры
Вторник, 11.02.2025, 19:16
П
о
д
п
и
с
к
а
ФОРМА ВХОДА
МЕНЮ САЙТА
Календарь событий
«  Февраль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728

13 июля 2023 г. Камика Экадаши. Паран (выход из поста) для Москвы: 14 июля с 04:04 - 09:44

29 июня 2023 г. Шаяна (Падма, Ашадха) Экадаши. Паран (выход из поста) для Москвы: 30 июня с 05:52 - 09:38.

14 июня 2023 г. Йогини Экадаши. Паран (выход из поста) для Москвы: 15 июня с 03:44 - 06:04

31 мая 2023 г. Пандава Нирджала Экадаши - сухой пост! Паран (выход из поста) для Москвы: 1 июня с 03:53 - 09:36

15 мая Апара Экадаши. Паран (выход из поста) для Москвы: 16 мая с 04:17 - 09:43.

1 мая 2023 г. Мохини Экадаши. Паран (выход из поста) для Москвы: 2 мая с 04:45 - 09:53

16 апреля 2023 г. Варутхини Экадаши. Паран (выход из поста) для Москвы: 17 апреля с 05:20 - 10:06

А

Аарам, аарама – отдых, покой; досуг.

Абайи - приятель

Абала – бессильный

Абхайя, абхая - бесстрашие, отсутствие страха. «Все в этом мире вызывает у нас страх, и только отречение (вайрагья) способно даровать бесстрашие (абхайю). Человек, страдающий от сильной привязанности (раги), мгновенно попадает в когти страха; избавьтесь от привязанности, и страх отпустит вас. Если раге позволить бесконтрольно расти, это неизбежно приведет к роге (болезни)» - Сатья Саи Баба. Смотри также: абхаямудра.

Абхайямудра или Абхаяхаста – благословляющий жест, – поднятая раскрытая ладонь, обращенная к человеку.

Абхайякара, Абхаякара – дающий бесстрашие

Абхаса – отражение, подобие.

Абхаса-аварана - заблуждение по поводу своей собственной истинной природы.

Абхимана – мирская любовь, несущая и радости, и горести, чувство привязанности, самовлюбленность.

Абхиманью – сын Арджуны (третьего из братьев Пандавов) от Субхадры, сестры Кришны, один из героев эпоса Махабхарата. «В наших Пуранах, священных писаниях, говорится и о другом случае приобретения знаний ребенком еще до рождения. Это история Абхиманью, сына Арджуны, подробно изучившего Падмавьюху (бесконечный лабиринт) в чреве матери. Поэтому в древности существовал обычай, предписывающий особую заботу о беременной женщине. Полагалось все делать для того, чтобы она была счастлива. Ей позволялось слушать только священные писания и благочестивые беседы. Беременным женщинам сообщались лишь добрые известия. Поэтому младенец в чреве матери получал положительные эмоции и рождался счастливым. Но сегодня беременная женщина видит и слышит то, что внушает дурные идеи еще не родившемуся ребенку, и стоит ему появиться на свет, он избирает неправильный путь. Таким образом, все будущее ребенка зависит от поведения и образа жизни женщины, которая носит его в своем чреве. Если сегодня мы избрали священный путь и творим добро, то, без сомнения, в будущем и наши дети будут уважаемыми людьми и изберут праведный путь» - Сатья Саи Баба.

Абхинава – совершенно новый

Абхишекам – обряд, при котором объект почитания окропляется водой, вибхути или какой-либо другой субстанцией.

Абхишеки – церемония орошения статуи божества водой, маслом или молоком, проводимой во всех храмах Шивы в ночь Шиваратри, в конце каждого часа, а в некоторых местах и постоянно. Происхождение церемонии Абхишеки: «Шива только что проглотил, и тем самым уничтожил, смертельный яд Халахала, появившийся из Океана Молока. Он совершил это в ответ на мольбу всех Миров, которым грозило уничтожение. Жар ядовитых испарений оказался невыносимым даже для Него. Поэтому, как говорят, Ганга непрестанно лила свои воды на Его спутанные локоны. Но Шиве это помогло лишь отчасти. Тогда к Его голове приложили холодную Луну, и это принесло Ему некоторое облегчение. Потом на Его спутанные волосы уложили Гангу. Это очень хорошо помогло» - Сатья Саи Баба.

Абхьяса – постоянная практика, дисциплина. «Было сказано: «Шрейо хи джнянам абхьясад» (знание обретается на практике). В человеческую жизнь вплетены как добрые обычаи, так и дурные привычки. Если вы желаете лучшей жизни в следующем воплощении, стремитесь к совершенству сейчас, следуя добрым и полезным обычаям» - Сатья Саи Баба.

Авадхута – «отбросивший (все привязанности)», освобожденная душа, человек, достигший освобождения – от привязанности к миру, а также и к аскетическому идеалу отречения; он ничего не ищет, и ничего не избегает, постоянно пребывая в экзальтированном состоянии духа. Состояние авадхуты приравнивают к пятой ашраме (стадии жизни), то есть выше санньясы, монашеского отречения от мира. Символом подобного состояния сознания является Даттатрея, воплощение Блаженства, Ананды, считается воплощением трех богов – Брахмы, Вишну и Шивы, поэтому его часто изображают с тремя головами. «Как ванапрастхи и саньяси, авадхута должны освободиться от привязанностей и ненависти. Они не обращают внимания на то, что их окружает, будь то лес или город, их это ничуть не волнует. Они ни с кем не общаются. Им безразлично прошлое, настоящее и будущее. Они идут по колючкам и камням, молчаливые, улыбающиеся сами себе, всегда радостные, всегда бдительные, не ища убежища и удобств, не ища места для сна и принятия пищи, потому что Ананда является их ахарой (пищей). Даже сейчас существуют авадхуты в Гималаях, в безмолвных пещерах, погруженные в свою внутреннюю Атмананду. Не все могут видеть их. Только счастливый случай может помочь вам увидеть авадхуту. Однако существует много людей, которые, претендуя на звание авадхута, называют себя так. Но истинные авадхуты не ищут людей и не появляются на публике. Если им не удается скрыть свой путь и они появляются среди людей, то они просто молча ускользают, чтобы не обратить на себя внимания. Когда ты встретишь авадхуту, который свободно вращается в обществе и вмешивается в людские дела, знай, что это ямадхута, чудовище» - Сатья Саи Баба.

А-вангманогочарам – неподвластный слову и мысли, - одно из имен Бога. «Как назвать Верховного Бога, который наполняет Вселенную? Саи: Его можно называть разными именами: Парама пада (Безграничное пространство), Парама артха (Высшая истина), Ашарира (Бестелесный), Парипурна (Самая полная полнота), А-вангманогочарам (Неподвластный слову и мысли). У него много имен» - Сатья Саи Баба.

Авастха – состояние. Состояние стхула деха, грубого тела – бодрствование (джаграт). Состояние сукшма деха, тонкого тела – состояние сна, свапна. Состояние причинного тела, карана деха – сушупти, глубокий сон. Четвертое сверхпричинное тело – махакарана деха – лишено состояния, оно выше всех состояний сознания, и его описывают как а-кшара пуруша.

Аватар – «нисхождение», «Тот, кто нисходит», воплощение (инкарнация) Бога на Земле в какой-либо форме (животного или человека); проявление Божества в человеческой природе. Различают: Пурна-аватар – полное воплощение божества; Амша-аватар (амса-аватар) – воплощение значительной части божественной силы и Авеша-аватар – «аватар для конкретной миссии», частичное воплощение божества, святая личность, в которой божественность аватара проявляется в значительной мере только временно с целью исполнения определённой миссии (например, Парашурама). На теле Аватара всегда находятся определенные знаки Вишну: раковина – шанкха – символ первичного звука АУМ, диск – Калачакра – символ бесконечности времени и праведности, на груди – родимое пятно – шриватса в форме Гаруды, Хридая-Вихары, или птицы сердца, на которой летает Господь Вишну. «Признается существование двух типов Аватаров: Амсааватар и Пурнааватар. Все люди являются амсааватарами (частичными воплощениями божественного). Эти "неполные инкарнации”, пойманные в сети майи, иллюзии, становятся жертвами эгоизма и собственнических инстинктов и не выходят за рамки обычной мирской жизни. В отличие от них Пурнааватар (Полное воплощение Бога), подчинивший и преодолевший иллюзию, или майю, примером Своей жизни демонстрирует людям Свою полную Божественность. В зависимости от обстоятельств Он ведет себя по-разному, и может сложиться впечатление, будто Он тоже находится во власти майи, но в действительности Он свободен от майи во все времена». «Разница между человеком и Аватаром? Человек имеет 15 признаков, но он не является их властелином. Они существуют сами по себе. Когда начинают появляться признаки контроля, человек подходит ближе к 16 признаку, Всеведущему Параматману. Пять рабочих органов относятся к использованию рук, речи, хождению, еде и выделению. Пять органов чувств: слух, осязание, зрение, вкус, обоняние. Пять элементов: земля, вода, огонь, воздух, эфир (пространство). 16-й фактор – Всеведущий Параматман» - Сатья Саи Баба.

Аватара – инкарнация божества на земле и период времени, когда на Земле пребывает Аватар.

Авеша-аватар – смотри Аватар

Авидья – неведение, духовное невежество, незнание, непонимание, отсутствие истинного видения, заключающееся в отождествлении себя с телом и принятие иллюзорного мира за реальный – первопричина изменчивого и тягостного бытия человека в сансаре.

Авидья клеша – болезнь, страдание от невежества. «Первая беда – это авидья клеша – недуг, вызванный невежеством. Введенный в заблуждение ощущением того, что он есть тело, а Бог пребывает где-то в другом месте и совершенно отличен от него, человек превращает свою жизнь в страдание. Ошибочное представление, что Бог и человек находятся на разных полюсах, создает дистанцию между ним и Богом и вызывает в человеке беспокойство» - Сатья Саи Баба.

Авидья майя – иллюзия духовного невежества; обрекает человека на бесконечную череду «горя » и «радости».

Авьякрута – Непроявленный, одно из имен Бога-Абсолюта.

Авьяпадешья - не поддающийся определению, одно из имен Бога-Абсолюта.

Агами, агамин, Агами карма – «приходящий», «наступающий», «будущий»; карма, ожидающая живое существо в будущем. «Прарабда карма – это то, что мы испытываем и переживаем в настоящее время. Санчита – это карма, связанная со всем нашим прошлым. Агама соответствует карме, ожидающей нас в будущем. Прарабда находится между Санчитой и Агами, и то, что мы переживаем сегодня, основано на всем предшествующем опыте, то есть на Санчита карме. Результат наших сегодняшних действий скажется в будущем» - Сатья Саи Баба.

Агарбати – ароматические палочки для курения благовоний; используются в обрядах поклонения Богу.

Агастья – «Разбрасывающий горы»; божественный мудрец (брахма риши), сын бога вод Варуны и небесной девы Урваши. Названный так за победу над Виндхьями. По преданию, Агастья родился в горшке. Согласно Пуранам, он выпил весь океан, когда боги обратились к нему за помощью в борьбе с кровожадными морскими демонами. Один из главных героев Рамаяны. Автор гимнов Риг Вед. Снабдил Раму оружием богов, в том числе и луком Бога Вишну, которым Он сразил грозного асура. Также: название звезды Canopus.

Агни – Огонь, космическая сила трансформации; активная сила истинного сознания; божественная воля, вдохновленная божественной мудростью; обожествленный огонь во всех его проявлениях. Божество-посредник между Богом, богами и людьми, возносящий жертвы на небо; Он же Павака – «очищающий (от грехов) и освещающий огонь»; Он же – божество Вайшванара – «принадлежащий всем людям», биологический огонь, отвечающий за метаболизм, огонь пищеварения во всех людях. Он же – Грихапати – огонь домашнего очага. Он же – Явиштха – «младший», – огонь, только что полученный от дерева. Он же – Сахахсута – «сын силы» и Саучика – «острие иглы», Хуташана – пожиратель жертвы. Агни – третий из пяти бхутов (элементов, стихий), из которых построен мир. «Семипламенный», – изображается с семью языками, которыми он вылизывает масло, приносимое ему в жертву. «Описывая аспекты Агни (огня), наши Шрути провозглашают: «Брахман Агнихи» – то есть отождествляют Агни с Брахманом. Веды учат нас и тому, что Бхарата («Радующий Бога») – синоним Агни. В пламени огня сгорают жертвенные дары и огнем очищаются, поэтому Агни называют Павака – «Очистительный». Это слово – Павака (Тот, кто очищает) – относится и к Бхарати. Агни, как содержащий в себе очистительные силы, наделен эпитетом Павакавахана – «Имеющий ваханой Паваку». Еще один ведический эпитет Агни – Джатаведака (Ведатель рождения) – связан с одним из аспектов слова «Павакавахана»». «В аспекте Бхараты существуют в скрытом виде аспекты Агни. Вы уже слышали, что Агни – одно из имен Бхараты. Из Солнца рождается Агни, из Агни – Вайю (ветер, воздух), из Вайю – рашни (вода), из рашни – Бхарата. Эта последовательность (Солнце, Огонь, Воздух, Вода, Бхарата) дает нам возможность понять, что жизнь, существующая в нашем теле, состоит из этих пяти аспектов. Мы дышим благодаря Вайю в форме праны. Интеллект и мышление существуют благодаря Солнцу. Это значит, что для всех материальных органов нашего тела есть Божественная основа, и их жизнедеятельность зависит от присутствия Бога. Вот смысл последовательности, воспетой в Ведах. Агни-Бхарата обладает способностью очищать все, с чем соприкасается его пламя. Именно поэтому Бхарата, тождественный Агни, является, согласно Веде, формой Истины. По этой причине и дхарма (закон праведности) осознается как форма Истины, как нам хорошо известно из изречения: «Сатьям насти паро дхармаха – Нет дхармы выше Истины»». «Как проявляется в теле Агни, элемент огня? Саи: Этот элемент стал органами чувств: ухом, кожей, глазом, языком, носом. И как они называются? Саи: Джнянендрия, органы познания» - Сатья Саи Баба.

Агниастра – копье Агни, оружие божества, которое Вишвамитра вручил Раме, признавая в Нём Аватара, воплощение Бога.

Агни дипана – вещество, усиливающее элемент Агни в теле – согласно учению аюрведы.

Агникарья – название огненного ритуала

Агнихи – истинная суть, стоящая за пределами непосредственного восприятия. «Описывая аспекты Агни (огня), наши Шрути провозглашают: «Брахман Агнихи» – то есть отождествляют Агни с Брахманом» - Сатья Саи Баба.

Агнихотра – огненный ритуал; ведическое жертвоприношение, предлагаемое Агни, Огню. Сопровождается возлиянием гхи, чистого топленого сливочного масла (или в смеси с 36 травами и сахаром-сырцом) в жертвенный огонь. Совершается ранним утром и вечером браминами, ответственными за ритуал. Огонь добывается трением определенных пород дерева. Огню жертвуются также другие подношения: злаки (необработанные зерна риса и пшеницы), цветы, благовония, паста сандалового дерева и куркумы. Смотри также: брамин.

Агрихи – то, что видится и воспринимается непосредственно органами чувств.

Агхора – опыт, ведущий к радости, счастью, благополучию.

Адвайта (Адвайта Веданта) – «недвойственность»; индийская философская система монизма, Адвайта веданты, согласно которой существует (и реальна) только одна Высшая Реальность – Брахман. Атман и Брахман едины, а все остальное, включая Мир, нереально и представляет собой иллюзию, Майю. Наиболее выдающимся представителем школы Адвайта Веданта был Шри Шанкарачарья. «Для вас не должно быть ни отдыха, ни покоя души, ни удовлетворенности до тех пор, пока вы не достигнете окончательной стадии – Адвайты, то есть полного слияния с Богом и осознания единства с Ним. В настоящее время вы стремитесь получить лишь отдых для тела и немного покоя для души. Но этого недостаточно. Вы должны достичь постоянного покоя Атмы. Когда вы станете едины с ней, вы станете самим покоем (Шанти). Атма – это само воплощение Вечного Мира. Дживатма, индивидуальное, должно стать единым с Параматмой, Вселенским; тогда долгий путь, наконец, будет завершен и придет осознание Вечного Блаженства» - Сатья Саи Баба.

Адвешта Сарва Бхутанам – «Освобождение для всех живых существ от плохих чувств» – «Не проявляй ненависти (неприязни) ни к какому существу» - изречение Бхагавад Гиты. «Самая глубинная оболочка – анандамайя коша (оболочка блаженства). Чтобы обрести способность испытать это блаженство, вам нужно на практике осуществлять все то, что вы знаете теоретически, и делать то, что вам полагается делать. Также вам необходимо осознать принцип саматвы (равного отношения ко всем) и экатвы (единства), основанного на ощущении божественного во всем (дайватвы). Это приведет вас к состоянию, когда вы не будете ни к кому испытывать неприязни (адвешта сарва бхутанам)» - Сатья Саи Баба.

Адвития - недвойственный

Ади – начало

Ади Бхута – первое существо, также – первый элемент, содержащий все элементы; одно из имен Вишну.

Ади Грантх, Гуру Грантх Сахиб – буквально «Изначальная книга» – священная книга сикхов, излагающая учение гуру Нанака.

Адидева – «Изначальный бог» – одно из имен Вишну.

Адити – «безграничная», «беспредельная», «несвязанная», богиня неба и Матерь богов. В Ведах Адити предстает как Матерь-Богиня, ее земным эквивалентом является Беспредельное Пространство; олицетворяет космический закон, устанавливающий порядок и справедливость во Вселенной и в ритуале. Адити – дочь Дакши (третья) и, следовательно, сестра Дити и Дану – родоначальниц Асур. Жена царя-мудреца Кашьяпы, внука Брахмы, одного из семи великих риши. Также – название Мулапракрити у ведантистов.

Адитьи – сыновья Адити – «Бесконечной» и Кашьяпы. Адитьи – солнечные боги, ведические божества (обычно 12), отождествляемые с двенадцатью месяцами или знаками зодиака. Иногда Адитьями называют всех богов. Приводятся различные списки их имен, но самыми значительными среди Адитий являются Сурья-Вивасват, Митра, Арьяман, Бхага, Варуна, Амшу, Индра и Дакша. По ведическим преданиям первоначально они были числом восемь, позже их насчитывали двенадцать. Также – просветленное состояние сознания. «Место, где изначально пребывает Адитья (Солнце, Савитар), – это Бхарата, изначальное место Рудры – Гаури, изначальное место Васу – Ида. Васу, Рудра и Адитья представляют собой исходную форму Ведавани (слов Вед). Что касается Адитьи, то слово Бхарата («Радующийся свету») является его полным эквивалентом. Слово Бхарата – синоним слова Адитья, поэтому следует уяснить, что это слово относится не только к какой-то одной стране, но ко всему миру. Полагать, что слово Бхарата, обогащающее и украшающее аспект Адитьи, имеет ограниченный смысл, – значит неправильно его понимать. Это святые ведические слова. Невозможно выразить их в полной мере, пользуясь словами не ведического происхождения» - Сатья Саи Баба.

Адитья – сын Адити, одно из имен бога Солнца; Солнце.

Адишакти – изначальная сила, имеет пять разновидностей, связанных с функциями: творения, сохранения, разрушения, сокрытия (майя-шакти) и Божественной Милости (Ануграха). Последняя есть сила, дающая Мокшу, или конечное Освобождение, сила, посредством которой устраняется даже сама Майя-шакти. Первые три разновидности представляют единую силу Бога (Ишвары), которая организует и контролирует всю Вселенную и проявлением которой являются многочисленные законы природы. Бог, Тот, кто держит под контролем эту силу, организующую и приводящую в движение все, творит посредством Своей Санкальпы, Божественной воли. «Мужчины, предоставив женщине почетное место, должны вести достойную жизнь. Прототип женщины описан как Ади-шакти, – первичный, изначальный источник всей энергии. Она обладает всем арсеналом сил и ее приветствуют как Мать детей бессмертия (Амритасьяпутра)» - Сатья Саи Баба.

Адишеша – «Великий Змей». «Мы все слышали о Боге, спящем на поверхности Кширасагары, или «океана молока». Наша антахкарана, или внутреннее тонкое тело, – это и есть Кширасагара. А то, что возникает и остается на поверхности после дхьяны, то есть медитации, шеша, или остаток, – это Адишеша, или Великий Змей. Между этими двумя началами находится Сознание, или Сам Бог Вишну. А почитающий или почитатель Бога – это Богиня Лакшми» - Сатья Саи Баба.

Аджа – «Нерожденный», «несотворенный», эпитет предвечного Бога. Также имя одного из потомков Рагху, царя Айодхьи – деда Рамы, отца Дашаратхи, сына Вишвамитры.

Аджаташатру – «Тот, чей (достойный) соперник еще не родился», имя-эпитет Юдхиштхиры, старшего из Пандавов; герой эпоса Махабхарата.

Аджна – «Авторитет, руководство, неограниченная власть»; «мудрость» (господство, власть, контроль); «Глаз Брамы», «третий глаз» (Смотри Аджня-чакра).

Аджнана (Аджняна) – незнание, неведение, духовное невежество. «Из комбинации виджняны и праджняны возникает суджняна (высшее знание). Суджняна – отличительный признак настоящего человека. Аджняна – признак невежества. Ганапати – господин виджняны и праджняны (земного знания и духовной мудрости). Следовательно, когда преданный молится Ганеше, он просит даровать ему виджняну, праджняну и суджняну». «Чтобы избавиться от Аджняны, болезни невежества, нужно совершать карму, действия, направленные на обретение добродетели (Дхармы). Масло, заливаемое в лампу, извлечено из деяний прошлых «жизней». Чем сильнее пламя, чем ярче свет, тем быстрее расходуется масло. Настойчиво совершайте карму, избавляйтесь от последствий прошлого и будьте свободны от тяжести, висящей на вашей шее. Таким образом, в отработке кармы заключено больше радости, чем в тех плодах, которые могут принести сами усилия. Часто само паломничество вдохновляет больше, чем храм, в который стремился паломник». «Принести в жертву аджняну и ахамкару на алтарь Джняны и установи там Дхарму», – это послание Вед. Каждое отдельно взятое бескорыстное действие, которое подготавливает почву для слияния Души со Сверхдушой, которое расширяет наше видение, помогая нам постичь лежащего в основе всего сущего Брахмана, является Дхармическим действием. Каждое такое действие – это крошечный ручеек, питающий реку святости, стремительно текущую к морю Брахмаджняны. Ваши действия и деятельность – это все ритуалы поклонения Параматме, которая пронизывает Вселенную. Все, что делается с отношением преданности и отреченности, является компонентом Дхармы, которая ведет к реализации. Стратегия образа жизни Бхараты (Индии и всего мира) направлена на освящение каждого момента и каждого слова, мысли и поступка, как шага по направлению к реализации». «Ум ответственен за нашу способность обрести праджняну, чистое сознание, даже если мы находимся в состоянии аджняны, или невежества. Если наш ум будет просветлен, то для тьмы аджняны не останется места. Обратив наш буддхи к Атме, мы сможем рассеять темноту нашего ума. Ум – господин над чувствами, а разум, или буддхи, – владыка ума. Атма – господин разума». «Тела приходят и уходят, Атман же пребывает вовеки. Упанишады в связи с этим выдвинули три постулата. Первый: «Если это приходит, оно никогда не уходит». «Это» – мудрость, или джняна, которая, если придет, никогда не уйдет. Второй: «Если это уходит, оно никогда не приходит». «Это» – аджняна, или незнание, которое никогда не вернется, если оно ушло. Третий: «Это никогда не приходит и не уходит». И «Это» – Атман. Многие люди задают нелепые вопросы: «Что происходит с Атманом, когда тело умирает? Куда он уходит? Когда Атман снова входит в тело?» Как электрический ток никогда не приходит и не уходит, точно так же и «Я» никогда не приходит и не уходит. Поскольку «Я» проникает повсюду, то вопрос о том, входит ли оно в определенную форму или место, вообще не поднимается» - Сатья Саи Баба.

Аджняна самоха – невежество. «Говорят, Гита спасает человека от заблуждений, причиной которых является невежество (Аджняна самоха). По крайней мере, Арджуну Гита спасла. Тогда как на других, например, на Санджаю и Дхритараштру, которые также слушали ее, Гита не оказала никакого воздействия, ибо они несли на себе клеймо неведения (Аджняны). Дхритараштра во время звучания Гиты больше всего беспокоился о том, что сражение все никак не начинается и враги его сыновей не уничтожены. Вот он и не извлек для себя никакой пользы. Читают Гиту многие, но пользу извлекают из этого лишь единицы. Для успеха необходимо обладать непривязанностью (Вайрагьей) и однонаправленностью (Экагратхой) в той же степени, в какой ими владел Арджуна. Здесь очень важны чистота сердца (Нирмала хридья) и стойкость ума (Нисчала бхава). Первоначальное смущение (Саммоха) Арджуны было вызвано ощущением «я» и «мое». Его внезапно посетило чувство, что он является не кем иным, как убийцей, и ему придется за это отвечать, а убивать ему предстоит своих учителей и родственников. Такое ощущение «моего» (Мамакара) должно уйти, «я» должно быть перечеркнуто, а все слова, дела и мысли посвящены Господу» - Сатья Саи Баба.

Аджня-чакра – «Третий глаз», «Глаз Брамы», «Глаз Шивы», Гьяна-чакшу (Глаз мудрости), трикути или тривени (место слияния трех рек), бхрумадхья (центр между, над бровями), гуру-чакра. Один из центров Высшего Сознания человека, от которого зависит гармоничное развитие организма, пропорциональность его частей. Посредством этой чакры ученик в состоянии медитации получает указания и наставления своего гуру. Этот центр является местом, откуда исходят указания Божественного, Высшего Я, то есть дает яснослышание и ясновидение – сознательное видение явлений в своем теле и вне тела, видение сквозь препятствия, событий прошлого и будущего и вне времени и пространства, воспринимать музыку сфер и голоса неба и земли и т.д. Биджа-мантра АУМ. Биджа-звуки на лепестках: ХАМ, КШАМ. Таттва (Элемент) – Маха-таттва, в котором все элементы представлены в своей разреженной, очищенной сущности (танматра). Согласно философии санкхьи, махат, или маха-таттва, состоит из трех гун (саттвы, раджаса, тамаса) и включает в себя манас, буддхи, ахамкару и читту (ум, интеллект, осознание себя как индивидуальности и Сознание). Маха-таттва порождает пять махабхут (пять грубых элементов: акашу, вайю, агни, джала, притхви). Каждый последующий элемент происходит из предыдущего. Лока (План существования): тапас-лока, – план самоотдачи, аскетизма, воздержания или покаяния (тапасья). Сильное и неугасимое стремление к духовному совершенствованию является единственным путем, ведущим к раскрытию центра. Какие-либо механические приемы, искусственное форсирование открытия данного или любого из центров считается недопустимым и ведет к общей интеллектуальной, психической и физической деградации.

Адха – вечное

Адхара – основание, опора; твердость, стабильность; сосуд; русло реки; то, в чем что-то содержится.

Адхарма – «не-дхарма» – неправедность; все, что противоречит Дхарме: беззаконие, нарушение должного, нарушение долга, несправедливость, неправда, бесчинство, безбожие, зло; отклонение от закона Дхармы. «Прогресс нации, общества и семьи зависит от правильного образования женщин. Страна может быть возвышена до своего первоначального величия только через женщин, достигших совершенства в Атмавидье, науке осознания Реальности. Если страна хочет достичь постоянного процветания и мира, необходимо обучать женщин в системе образования, которая будет делать упор на моральное поведение, моральные качества. Причиной современного падения моральных стандартов и отсутствия мира в обществе является пренебрежение этим аспектом образования женщин. Земля и небо остались те же самые, изменился идеал образования – от Дхармы к Адхарме». «Нация может быть построена только на культуре женщин. Приходящее поколение формируется сегодняшними матерями. Это поколение полно адхармы (неправедности) и несправедливости, потому что матери, которые воспитывали его, не были достаточно разумными и бдительными. Ну, что случилось, то случилось. Чтобы спасти, по крайней мере, следующее поколение, женщины должны быть вовремя предупреждены: им следует рекомендовать принять идеалы древности в качестве модели» - Сатья Саи Баба.

Адхейя – то, что нуждается в опоре, то, что нестабильно и постоянно меняется.

Адхи бхоутика – страдания, боль, беспокойства, причиненные другими существами.

Адхибхута – все, что имеет имя и форму.

Адхибхутика – физические возможности, проявившиеся в результате тапаса.

Адхидевата – божественное, нематериальное в бытии.

Адхидевика - божественные свойства, проявляющиеся при тапасе.

Адхи дейвика – страдания, болезни, боль, беспокойства вследствие стихийных природных явлений, таких, как буря, наводнение, землетрясение, влияние планет и др.

Адхидейям – принадлежащий Богу

Адхикара – способность, право выбора того или иного пути, непосредственно заложенная в природе человека; также: честь быть удостоенным тайного знания.

Адхьяадмика – болезни и беспокойства тела и ума.

Адхьйатмика, адхьятмика – духовность, духовная жизнь; то, что относится к аспекту Дживы, индивидуальной Души; духовные силы, раскрывающиеся при тапасе.

Адхьятмикам – духовность. «Что такое Адхьятмикам (духовность)? Настоящую духовность образует очищение от животных качеств и подъём до уровня Божественности. Адхьятмика относится к Адхи (вечному) и Атме. Следовательно, настоящая Адхьятмикам – это то, что относится к вечной Атме. Осознание, что Я и вы – одно, является настоящей духовностью» - Сатья Саи Баба.

Адхьяна – «применение знаний на практике», вид индивидуальной садханы (духовной практики), ведущей к обретению мудрости.

Адхьятмические Шастры – Шастры, священные писания, содержащие учение о Высшем Духе, Мировой Душе.

Адхьяяна – дисциплина

Адьяте – пища, все, что считается съедобным.

Аикьям – взаиморастворение. «Дитя, рыдающее при рождении, должно покинуть этот мир смеясь, поняв под конец жизни истинную ее ценность. Любовь (Према) является семенем, Преданность (Бхакти) – побегом, Вера – питательной почвой, Достойное общество (Сатсанг) – дождем, Самоотдача (Атмаарпана) – цветком, а Взаиморастворение (Аикьям) – плодом. Осознавший это выходит из круга и обретает свободу» - Сатья Саи Баба.

Аисварья, Айшварья – процветание

Айодхья – «непобедимая» древнее название города Аудха (Ауд) в Индии, столица страны Кошала, родина Аватара Рамы.

Айо папам (телугу) – «какая жалость», – эту фразу часто повторяет Сатья Саи Баба, когда смотрит Карму некоторых людей, а раньше так говорил Ширди Саи Баба.

Айодхья – «непобедимая», название столицы царства Кошала (современный Аудх), в котором жил и правил Рама. Символ ума, неподвластного поражению, когда Рама становится его правителем.

Айравата – «Рожденный из молочного океана», белый слон, появившийся при пахтании молочного океана, и на котором ездит Индра. Хранитель Востока.

Айшварья, Аисварья – Всемогущество, Всеведение, Вездесущность. Процветание, Безграничное богатство, – это не только материальное богатство, но и любой вид богатства, включая здоровье, знание, умственные способности и добродетели, – одна из семи характеристик Бхагавана, Обладателя всех благ. «Мы говорим о Боге как о Ашта-айшварье (включающем восемь аспектов благополучия), но на самом деле именно человек есть воплощение «Ашта-айшварьи». Бог – без атрибутов, без времени, он чист и вечен. Все эти признаки человек приписывает Богу в силу своего невежества» - Сатья Саи Баба.

Айям – то, что создало само себя и имеет свой свет.

Акарма – один из трех типов действий. «Акарма связана с плодами действий предыдущих жизней»; «Воздействие прошлых действий может быть смягчено, если вы заслужите милость Господа» - Сатья Саи Баба.

Акаша – «эфир», «пространство», небо; наиболее тонкий элемент из пяти бхута, материальных первостихий, всегда строго отличен от пространства (как места и ориентации). Имеет одну характеристику – звук. «Человеческое тело – результат соединения этих пяти элементов (акаша, вайю, агни, джала, притхви). Каждый последующий элемент происходит из предыдущего». «Первый элемент – акаша; каковы те пять, которыми он стал? Саи: Джнатха, манас, буддхи, аханкара, панчака, то есть: субъект познания, ум, интеллект, осознание себя как индивидуальности. Вопрос: Каким образом они проявляются в теле? Саи: Они проявляются как «внутренние чувства» - Сатья Саи Баба.

Акбар – великий могольский император (1555–1606), прославившийся своей мудростью и религиозной терпимостью; во время его правления все религиозные преследования были упразднены, индуистам были предоставлены высокие посты в государстве и были разрешены браки между людьми разных вероисповеданий.

Акханда – продолжительный, непрерывный.

Акханда джьоти - первичный джьоти, источник истинного света. «Если мы используем джьоти, или свет, не будет иметь никакого значения, сколько людей подойдут и зажгут свои светильники от него – джьоти ничуть не уменьшится и ничего не утратит. Этот первичный джьоти, этот источник истинного света, носит название Акханда джьоти. Тех, кто приходит и зажигает от него свои светильники, называют Дживан Джьоти. Сколько бы ни было Дживан Джьоти, все они пользуются одним – единственным источником света – Акханда Джьоти. Приняв этот свет в свое сердце, поместив его в сердце каждой индивидуальной живой души, мы получим результат медитации: единичный Дживан Джьоти сольется с Акханда Джьоти, и откроет нам сущность Адвайты, или Единого, который охватывает весь Мир и всю Вселенную» - Сатья Саи Баба.

Акханда бхаджан – непрерывное пение бхаджанов. «Во время Акханда бхаджанов вы вкушали сладость Имени Господа в течение двадцати четырех часов. Акханда значит непрерывное, безостановочное. Я рад, что вы пели действительно непрерывно, и что выбрали Намавали, отражающую многообразие форм Бога, вместо того чтобы петь только одно определенное имя Бога, как будто Его личность имеет лишь одну грань. Один и тот же человек является одновременно и отцом своих детей, и дядей для племянников, а еще чьим-то братом, родственником и сыном своих родителей. Также и у Бога существует много проявлений, и когда вы поете бхаджаны, вам надо попытаться удовлетворить всех участников, напомнив им о многочисленных проявлениях Господа, а не только о Раме, Кришне или Сайраме. Помимо этого, Акханда бхаджана означает, что это должно длиться не только двадцать четыре часа или даже семь дней подряд. Это созерцание Источника и Цели всего сущего должно происходить непрерывно, от рождения до смерти. Процессия к месту кремации начинается сразу, с момента рождения, и биение сердца – только барабанная дробь похоронного марша на пути к этому месту. Некоторым достается путь подлиннее, некоторым покороче, но в пути находятся все. Поэтому Бхаджаны должны начаться в детстве и продолжаться всегда. Они должны быть постоянным спутником человека, быть его утешением и силой. Не откладывайте их на старость, ибо в них содержится существенная пища для ума» «Бхаджаны должны быть непрерывны, как дыхание. Фактически, дыхание всегда занято бхаджанами, так как оно постоянно повторяет основную мантру «Сохам – Я есть То». А сутки – это всего лишь мгновение в сравнении со всей жизнью. Жизнь ваша – это песнь во славу Божью. Пойте ее от души, пойте ее во всеуслышание, пойте ее хором, чтобы очистить святыми вибрациями атмосферу алчности, ненависти и зависти» - Сатья Саи Баба.

Акшайа – «неистощимый, неиссякаемый, всегда полный»; также индийское название 1926 года, в котором родился Пурна Аватар Сатья Саи Баба, то есть полное воплощение Брахмана, или Абсолюта.

Акшара – неизменный, неразрушимый, не движущийся, эпитет Бога.

Акшара Парабрахма – непреходящий Абсолют

Алакананда – река на севере Индии; на ее берегу находится Бадринатх - священное место паломничества в Гималаях, где находится храм с лингамом, установленный Шанкарой; одна из рек, образующих Ганг.

Алакха – непознаваемый чувствами, – эпитет Бога.

Алочана - планирование

Ама – токсины: не переваренная пища или не выведенные из организма продукты обмена.

Ама пачана – вещество, способствующее пищеварению или устранению Амы.

Аманаска – «Не имеющий начала и конца»; состояние «вне ума», преодоление волнений ума. «Это все творение, когда его осознают как будто бы увиденное внутренним зрителем, Свидетелем, и оно просто исчезает, как туман перед рассветом. Эта ступень осознания (видьи) называется Аманаска» - Сатья Саи Баба.

А-манобхава – знание, не основанное на умственном опыте.

Амаравати – «обитель бессмертных», небесный город богов.

Амба – «Мать», «матушка»; имя Дурги-Парвати.

Амбариши – царь солнечной династии Икшваку, благоговейный почитатель Вишну. Вишну, довольный его благочестием и преданностью, даровал ему контроль над Сударшана Чакрой, боевым диском и оружием Вишну, воплощающим
ПОДЕЛИТЬСЯ
ОН-ЛАЙН
  • Веды из Ашрама
  • Бхаджаны в Путтапарти
  • Дискурсы Сатья Саи Бабы
  • БИБЛИОТЕКА
    ПОИСК
    ФОТО
    НАШИ ДРУЗЬЯ
  • Bhajans.ru
  • RadioSai.org
  • Scriptures.ru
  • Сатья Саи.ru
  • Saiwisdom.com
  • Om Sri Sai Ram.ru
  • Saibabaofindia.com
  • Prasanthi Mandir Bhajans
  • СТАТИСТИКА
    Зарегистрировались: 170
    Новых за месяц: 0
    Новых за неделю: 0
    Новых вчера: 0
    Новых сегодня: 0
    Пройти регистрацию.
    Зачем нужна регистрация?