Араньяки примыкают к одной из ведийских шакх и названы её именем.
- Айтарея-араньяка принадлежит к Шакала-шакхе «Ригведы»
- Каушитаки-араньяка принадлежит к Каушитаки-шакхе и Шанкхаяна-шакхе «Ригведы»
- Тайттирия-араньяка принадлежит к Тайттирия-шакхе «Кришна Яджурведы»
- Майтраяния-араньяка принадлежит к Майтраяния-шакхе «Кришна Яджурведы»
- Катха-араньяка принадлежит к Катха-шакхе «Кришна Яджурведы»
- Брихад-араньяка существует в версиях Мадхьяндина и Канва. Версия Мадхьяндина состоит из 8 разделов, из которых последние 6 — это «Брихадараньяка-упанишада».
- Талавакара-араньяка или Джайминия-упанишад-брахмана принадлежит к Талавакара или Джайминия-шакхе «Самаведы»
- Араньяка-самхита — раздел «Самаведы», по которому воспевают Араньягана-саманы.
- Ни одна из араньяк «Атхарваведы» не дошла до наших дней, хотя «Гопатха-брахману» можно рассматривать как араньяку — сохранившийся отрывок от более объёмной «Атхарва-брахманы».
«Айтарея-араньяка» — священный текст индуизма на санскрите, одна из Араньяк, принадлежит к Шакала-шакхе «Риг-веды».
Состоит из пяти разделов, каждый из которых рассматривается как полная Араньяка. Первый раздел в основном посвящён маха-врате, описания которой имеют ритуалистический характер. Второй раздел состоит из шести глав, из которых первые три описывают прана-видью — где «прана» означает «жизненный воздух» который является не только жизненной энергией тела, но и живым духом всех мантр и всех Вед. В этой части Араньяки содержаться специфические описания того, как следуя ведийским предписаниям и совершая определённые яджны, можно в следующей жизни родится одним из дев — Агни (богом огня), Сурьей (богом Солнца) или Ваю (богом ветра), или, в случае нарушения ведийских предписаний, воплотится среди низших форм жизни, таких как птицы или рептилии.
Четвёртая, пятая и шестая главы второго раздела «Айтарея-араньяки» составляют «Айтарея-упанишаду». Третий раздел данной Араньяки также известен как «Самхита-упанишада». В ней обстоятельно излагаются различные темы — такие как пада-патха, крама-патха, и др. — от повторения гимнов Вед, до ньансов свар. Четвёртый и пятый разделы по своему содержанию чисто технические и ритуальные — соответственно они посвящены мантрам, называемым «Маханамни» и яджне «Мадхьяндина».
Именно в «Айтарея-араньяке» рекомендуется поклонятся олицетворённой пране в форме различных дев и риши. Олицетворением праны выступает Вишвамитра — потому что вся Вселенная (вишва) является объектом опыта этого пранического бога. Прана это также Вамадева — потому что слово «вама» указывает на уважение и на обладание позиции, достойной поклонения и служения. Она также и Атри, потому что слово траяте в атриуказывает на прану как на защиту от грехов. Прана входит в тело и поддерживает его, поэтому она Бхарадваджа — где слово бхара означает «поддерживать», а слово ваджа — бренное материальное тело, которое приводится в движение праной. Васиштха — тоже Прана, потому что слово вас указывает на присутствующие в теле благодаря пране же чувства.
«Тайттирия-араньяка» — священный текст индуизма на санскрите, одна из Араньяк, принадлежит к Тайттирия-шакхе «Кришна Яджур-веды». Состоит из десяти глав. Седьмая, восьмая и девятая главы представляют собой хорошо известную «Тайттирия-упанишаду». Десятая глава — это объёмная «Маханараяна-упанишада» — в её состав входит подбор важных мантр из трёх Вед. Сама Араньяка как таковая состоит из глав с первой по шестую.
Первая глава — это известная «Сурья-намаскара». Вторая глава посвящена описанию пяти маха-яджн, которые ежедневно должен совершать каждый брахмана. Здесь же подробно описывается и прославляется яджнопавита — священный брахманический шнур, а также сандхья, яджны для душ умерших предков, поклонение брахманам посредством брахма-яджны и очистительное жертвоприношение хома, называемое кушманда-хома. В этой главе слово шрамана используется (2-7-1) для обозначения кого-то, практикующего аскезу (тапасви); позднее, в буддизме и джайнизме, этим словом стали называть затворников.
В третьей и четвёртой главах содержится детальное описание других хом и яджн. В четвёртой главе также содержится раздел о мантрах, предназначенных для предотвращения вреда или для его причинения. Пятая глава представляет собой научный трактат о яджнах. В шестой главе содержится сборник мантр питри-медха — мантры, которые обычно используются в ритуалах погребения мёртвых.
«Шанкхаяна-араньяка» — священный текст индуизма на санскрите, одна из Араньяк. Состоит из пятнадцати глав. Главы с третьей по шестую составляют «Каушитаки-упанишаду». Седьмая и восьмая известны как «Самхита-упанишада».
В первых двух главах обсуждается махаврата. В девятой говорится о значении праны. Десятая глава посвящена описанию эзотерического значения обряда агнихотры. Все девы являются неотъемлемыми частями Пуруши, также как Агни связан с речью, Ваю с праной, Солнце с глазами, Луна с умом, части света с ушами и вода с силой. В Араньяке говорится, что индивид, который осознаёт эту связь и, находясь в этом знании, совершает все свои действия, такие как еда, ходьба, разговор и др., удовлетворяя всех дев, тогда всё, что он предлагает им в жертвенном огне, уходит прямо к ним.
В одиннадцатой главе предписываются различные ритуалы, проводимые для предотвращения болезней и смерти. Там также обсуждается влияние снов и их толкование. В двенадцатой главе обстоятельно описываются результаты молитв. В тринадцатой главе изгаляются различные философские темы — в частности, говорится о необходимости отказа от телесной концепции жизни и важности практики шраваны, мананы и нидхи-дхьясаны в сочетании с выполнением аскез, верой и самоконтролем.
В четырнадцатой главе даются всего лишь две мантры. В первой прославляется мантра «Я есмь Брахман» и говорится, что она является самой важной из всех ведических мантр. Во второй мантре объявляется, что человек, который не понимает значение мантр, а просто автоматически их повторяет, подобен животному, не осознающему ценности груза, который оно несёт. В последней главе приводится длинный генеалогический список учителей начиная от Брахмы и заканчивая Гуна-шанкхаяной.
Шанкхаяна-араньяка
«Шанкхаяна-араньяка» — священный текст индуизма на санскрите, одна из Араньяк. Состоит из пятнадцати глав. Главы с третьей по шестую составляют «Каушитаки-упанишаду». Седьмая и восьмая известны как «Самхита-упанишада».
В первых двух главах обсуждается махаврата. В девятой говорится о значении праны. Десятая глава посвящена описанию эзотерического значения обряда агнихотры. Все девы являются неотъемлемыми частями Пуруши, также как Агни связан с речью, Ваю с праной, Солнце с глазами, Луна с умом, части света с ушами и вода с силой. В Араньяке говорится, что индивид, который осознаёт эту связь и, находясь в этом знании, совершает все свои действия, такие как еда, ходьба, разговор и др., удовлетворяя всех дев, тогда всё, что он предлагает им в жертвенном огне, уходит прямо к ним.
В одиннадцатой главе предписываются различные ритуалы, проводимые для предотвращения болезней и смерти. Там также обсуждается влияние снов и их толкование. В двенадцатой главе обстоятельно описываются результаты молитв. В тринадцатой главе изгаляются различные философские темы — в частности, говорится о необходимости отказа от телесной концепции жизни и важности практики шраваны, мананы и нидхи-дхьясаны в сочетании с выполнением аскез, верой и самоконтролем.
В четырнадцатой главе даются всего лишь две мантры. В первой прославляется мантра «Я есмь Брахман» и говорится, что она является самой важной из всех ведических мантр. Во второй мантре объявляется, что человек, который не понимает значение мантр, а просто автоматически их повторяет, подобен животному, не осознающему ценности груза, который оно несёт. В последней главе приводится длинный генеалогический список учителей начиная от Брахмы и заканчивая Гуна-шанкхаяной.
Брихад-араньяка
«Брихад-араньяка» — это известная Упанишада, которая в основном посвящена описанию природы «Я».
Араньяки являются своего рода продолжением Брахман — в них объясняется значение различных «секретных» ритуалов, подробно не описанных в Брахманах. В более поздних традициях это рассматривалось как погружение в детали и тонкости, которое побудило Дургачарью в его комментарии к Нирукте назвать араньяки рахасья-брахманами — «секретными брахманами».